Русское слово в инженерном деле

Русское слово в инженерном деле

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Продолжительность курса: 2 контактных часа
50 Видеоматериалов
итоговое тестирование: 80 вопросов

о курсе

Учебный онлайн-курс «Русское слово в инженерном деле» содержит в себе:  

  1. вступительную фонетическую часть, которая играет роль подготовки к основному содержанию модуля;
  2. повторительную часть в начале каждого модуля для обеспечения преемственности (континуальности) его содержания;
  3. закрепленность за каждым модулем персоналии из истории науки и техники России;
  4. демонстрацию конкретного изобретения (или открытия) российских ученых;
  5. языковой (лексический и грамматический) материал, подобранный относительно того или иного открытия и демонстрирующий русское слово в инженерном деле;

Содержательная часть курса описывается 10 учебными модулями. Первый и десятый модули выступают в качестве тематического обрамления к учебному курсу. Первый модуль начинается с темы знакомства, поэтому центральное место в нем занимает языковой материал, соответствующий первому (вводному) занятию по РКИ (базовые конструкции знакомства). Десятый модуль тематически завершает учебный курс и подводит итоги, поэтому центральное место в нем занимает повторение и обобщение пройденного материала (российские ученые и их изобретения).

Главной темой второго модуля является «Профессия». Языковой материал этого блока построен вокруг конструкций «Кто это?» и «Кто он?». В модуле дается представление об основных профессиях на элементарном уровне. Также в структуре модуля вводится разграничение одушевленных и неодушевленных существительных. В качестве персоналии в этом модуле выступает Михаил Ломоносов.

Третий модуль учебного курса посвящен теме «Транспорт». В нем дается представление об основных видах наземного и воздушного транспорта на элементарном уровне. Важной частью содержания модуля являются глаголы движения, связанные с определенным видом транспорта, а также конечный пункт движения (вопрос «Куда?»). В качестве персоналии в этом модуле выступает Петр Фролов.

Главными темами четвертого модуля являются «Цвет» и «Погода», структурированные относительно конструкции «Мне нравится». В этом блоке дается представление об основных цветообозначениях на конкретных бытовых примерах, а также о временах года и погоде. В качестве персоналии в этом модуле выступает Иван Ползунов.

Пятый модуль курса посвящен фигуре Дмитрия Менделеева и теме химического эксперимента. Исходя из этого, в центре внимания в этой части находится конструкция «Что можно / нельзя (делать)?», рассмотренная на конкретных примерах. В этой части программы дается представление о безопасности эксперимента на уроке физики и химии.

Шестой модуль посвящен темам «Оптика» и «Акустика», которые являются важной частью курса физики. В этой части также вводится понятие о свойствах вещества (горячий/холодный) и национальной принадлежности (русский/китаец/монгол) того или иного ученого. Важную часть модуля составляет представление о работе бытовой техники.

Седьмой модуль посвящен продолжателям идей М. Ломоносова и Д. Менделеева. Центральное место в нем занимает тема энергии: дается представление об основных альтернативных источниках энергии (конструкция «Что дает свет?») и экономичном использовании энергии (глаголы «включить/выключить» и условие «темно/светло»). В качестве персоналии в этом модуле выступает Василий Петров.

Восьмой модуль посвящен теме покорения морских и водных пространств. В нем дается представление о количестве (антонимы «много/мало»), а также о противопоставленных характеристиках (антонимы «широкий/узкий», «большой/маленький» и др.) на конкретных примерах. В качестве персоналии в этом модуле выступает Николай Жуковский.

Девятый модуль построен относительно темы «Продукты питания». В нем дается представление о пищевых продуктах. Все задания в этом модуле структурированы относительно конструкций «Я ем/пью» и «В какое время?» В качестве персоналии в этом модуле выступает Петр Капица.

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль 1. Знакомство (4 ч.)

Знакомство. Изучение словарно-фонетического, грамматического материала и основных конструкций по теме: «Как тебя зовут? / Меня зовут …», «Откуда ты? / Я из…». Личные местоимения. Конструкции «Кто это?», «Кто ты?», «Кто он / она?».

Модуль 2. М.В. Ломоносов и его роль в становлении и развитии российской науки (2 ч.)

Введение в тему модуля. Изучение словарно-фонетического, грамматического блоков. Знакомство с великим русским ученым-естествоиспытателем М.В. Ломоносовым (микротексты об открытиях М.В. Ломоносова в естественных науках).

Модуль 3. Начало эры железных дорог и открытия К.Д. Фролова (2ч.)

Введение в тему модуля. Изучение словарно-фонетического, грамматического блоков. Экскурс по истории российских железных дорог (микротексты о роли железных дорог в добыче полезных ископаемых). Коммуникативно-речевой блок: речевая игра «Куда едет поезд?».

Модуль 4. И.И. Ползунов и российская инженерия (2 ч.)

Введение в тему модуля. Словарно-фонетический, грамматический блоки. Микротексты об истории создания парового двигателя. Коммуникативно-речевой блок: речевая игра «На чем мы поедем в музей?»

Модуль 5. Д.И. Менделеев и его роль в развитии русской научной мысли (2ч.)

Введение в тему модуля. Словарно-фонетический, грамматический блоки. Знакомство с открытиями великого русского ученого-химика Д.И. Менделеева (микротексты о химических элементах и их свойствах). Коммуникативно-речевой блок: речевой тренинг («С чем и без чего?»).

Модуль 6. Открытия русских ученых в области оптики и акустики и их влияние на русскую инженерную мысль (Н.А. Умов, Н.П. Неклепаев и П.Н. Лебедев, Н.Н. Андреев, И.Г. Русаков и Д.И. Блохинцев, А.Г. Столетов) (2 ч.)

Введение в тему модуля. Словарно-фонетический, грамматический блоки. Микротексты о достижениях русских учёных в области оптики и акустики. Коммуникативно-речевой блок: речевая игра «Глухой телефон».

Модуль 7. Продолжатели идей М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева (В.В. Петров, Б.С. Якоби, Э.Х. Ленц, А.Г. Столетов и другие) (2 ч.)

Введение в тему модуля. Словарно-фонетический, грамматический блоки. Знакомство слушателей с именами русских ученых-последователей идей Ломоносова (микротексты об открытиях русских ученых).

Модуль 8. «Эра покорения неба и морских глубин» или научная деятельность Н. Жуковского (2 ч.)

Введение в тему модуля. Словарно-фонетический, грамматический блоки. Микротексты о достижениях русского учёного Н. Жуковского.

Модуль 9. Научно-просветительская деятельность академика П.Л. Капицы (2ч.)

Введение в тему модуля. Словарно-фонетический и грамматический блоки. Микротексты о Нобелевском лауреате П.Л. Капице, о его достижениях в науке. Коммуникативно-речевой блок: речевая игра «Какая температура на Луне?».

Модуль 10. О достижениях русских учёных на русском языке (подведение итогов) (2ч.) Обобщение и повторение словарно-фонетического, грамматического и текстового материала по модулям. Презентация «Русская наука в лицах».

рекомендуемая литература

  1. Практикум по русскому языку как иностранному для начинающих (уровень A1) / Н. Г. Барышникова, Е. В. Беленкевич, С. М. Белокурова, Е. А. Капустина, А. А. Карагодин, О. А. Киба, В. Ф. Стенина; под ред. Н. Г. Барышниковой. ‒ Барнаул : Изд-во АлтГТУ им. И. И. Ползунова, 2021. ‒ 56 с. https://www.ros-edu.ru/
  2. Фонетические тесты по русскому языку как иностранному. Элементарный и базовый уровень. Практикум./ С.С. Пашковская ‒ Саратов, 2021. ‒ 112 с.
  3. Изучаем русский язык. / Крылова И.А., Мещерякова О.В., Пескова Е.А.- Издательство Пензенского государственного университета, 2021.- 92 с.
Сетевое издание WWW.ROS-EDU.RU зарегистрировано как средство массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31 декабря 2019 года. 16+

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 77629

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Компания "Ай Пи Ар Медиа"

Главный редактор: Захарова Ю. Б.

Адрес электронной почты редакции: izdat@iprmedia.ru

Телефон редакции: 8 800 555 22 35 (доб. 208)

Программа ЭВМ для Электронно-образовательного ресурса для иностранных студентов «РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ» , зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности 21.01.2020г. свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2020610870
База данных Электронно-образовательный ресурс для иностранных студентов «РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ» (свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2020620150 от 24.01.2020 г., выданное Федеральной службой по интеллектуальной собственности).
Программа для ЭВМ зарегистрирован в Едином реестре российского программ для электронно-вычислительных машин и баз данных https://reestr.digital.gov.ru, запись в реестре № 11522 от 20.09.2021 г. произведена на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 983 от 20.09.2021 г.
ООО Компания «Ай Пи Ар Медиа» включено в Реестр аккредитованных IT компаний, на основании РЕШЕНИЯ о предоставлении государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий от 11.03.2022 г. № АО-20220310-3775333561-3, выданного МИНИСТЕРСТВОМ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.